Билборд (от англ. Billboard) – это отдельно стоящая конструкция, предназначенная для размещения рекламного сообщения больших размеров (обычно 3х6 метров).
Одна из самых распространенных разновидностей наружной щитовой рекламы. Представляет собой раму, обитую листами оцинкованной стали или фанеры и покрытую устойчивыми к атмосферному воздействию составами, которая закрепляется на опоре.
Можно сказать, что история билбордов началась еще с Древнего Египта, когда на улицах вывешивались объявления о награде за поимку беглых рабов. Эту историю продолжили предшественники рекламных щитов – плакаты, которые использовались в конце XIX века для рекламы театральных и цирковых представлений.
Сам термин билборд появился в США, когда некоторые компании начали вывешивать свои рекламные плакаты («биллы», объявления) на деревянных конструкциях («борд», доска). Особое развитие билборды получили к 20-м годам XX века, когда в США все больше людей начали приобретать автомобили и выезжать на них за город. Щиты стали устанавливать вдоль дорог и для того, чтобы их хорошо было видно из быстро мчащихся автомобилей, размер был увеличен.
В России билборды получили широкое распространение в 90-х годах ХХ века. Только в России на этот вид наружной рекламы тратится около 3,5 миллиарда долларов США (USD).
Самыми крупными рекламодателями наружной рекламы в мире являются – McDonald’s и пиво Миллер.
Как правило, billboard используется в имиджевой рекламе, а также в рекламе напоминающей, направленной на запоминаемость торговой марки. Нередко билборды дополнительно выполняют функции указателей на место расположения компании.
Билборды могут быть использованы в широкой рекламной кампании (в таком случае реклама размещается на большом количестве щитов в местах нахождения целевой аудитории). Также билборды могут применяться в качестве единственного вида рекламы.
Целевой аудиторией могут быть как автомобилисты, так и пешеходы. Нередко билборды используют не только для коммерческой, но и для социальной рекламы. Даже частные лица размещают на билбордах поздравления с днем рождения, свадьбой (и иногда объясняются в любви).
Размещаются билборды традиционно вдоль улиц и магистралей, на фасадах, на зданиях. Это действенный вид рекламы, но доступный не для всех категорий рекламодателей, т.к. изготовление билборда стоит немало и к тому же необходимо получать разрешение на его установку в черте и вне города.
Достоинство большого размера билборда являются его же недостатком. Эти рекламные конструкции вызывают у многих людей раздражение, т.к. большие щиты вторгаются в природный ландшафт, портят перспективу, внешний вид города. Особенно это не нравится туристам.
Стандартный и самый популярный размер билборда – 3х6 м. Вместе с тем, по желанию заказчика изготавливаются билборды самых разных форм и размеров. Так, часто используется и размер 3х12 м.
В США нередко используют еще большие размеры (до 18,1х6,1 м). Самый же большой в мире щит был установлен на крыше английского футбольного клуба «Middlesbrough», его размер – 86,5 х 25 м.
Билборды бывают односторонними и двух сторонними. Также изготавливаются и трехсторонние, когда в конструкцию объединяются три поверхности для установки, например, на перекрестке. Очень редко бывают четырехсторонние билборды.
У обычного двухстороннего билборда есть сторона «А», смотрящая в основную сторону потока людей и автомобилей, и сторона «Б», которую можно увидеть с обратной стороны. В зависимости от места установки сторона «А» может быть как более выигрышной, так и равноценной стороне «Б» (например, при установке билборда на разделительной линии магистрали). По типу конструкции билборды подразделяют на разборные и неразборные. По видам билборды можно разделить на статичные и призмавижн.
Статичные – это стандартные отдельностоящие щиты.
Призмавижн – это щит 3×6 м, информационное поле которого состоит из равносторонних трехгранных призм. Их поворот на 120° приводит к смене одного изображения, и таким образом при полном цикле в 360° происходит трехкратная смена информации.
Бывают билборды цифрового формата, на которых можно демонстрировать полноценные видеоролики.
Также есть билборды, использующие интерактивные и голографические изображения.
При изготовлении стандартного билборда используют основу, покрытую оцинкованной сталью или фанерой. Эту конструкцию пропитывают специальным составом, защищающим билборд от неблагоприятных погодного воздействия. Часто стандартные билборды дополняют внутренней или наружной подсветкой, которая привлекает больше внимания и позволяют щиту работать 24 часа в сутки.
Процесс изготовления билборда занимает около двух недель. Плакаты для обычных билбордов изготавливают типографским способом.
При нестандартном изготовлении используют 3D-элементы, специальную подсветку, элементы, выступающие за границы рекламного поля. Печатаются плакаты на специальной баннерной ткани, которая бывает более прочной (производство Евросоюза) и менее прочной (производство Китайской Народной Республики).
Срок эксплуатации такой ткани при правильной установке составляет 1-3 месяца.
На время эксплуатации влияют климатический условия (осадки, солнце, ветер). Чаще всего выгорают темные цвета (красный и синий), реже – светлые. По окончании эксплуатации плакат меняют на новый.
Размещаются билборды обычно в непосредственной близости от проезжей части и чаще всего ориентируются на восприятие тех, кто находится в движущемся потоке транспорта: на водителей и пассажиров. Этим обстоятельством обуславливается информационная наполненность рекламного поля.
У людей, движущихся со скоростью несколько десятков километров в час, есть не более десяти секунд для того, чтобы заметить и понять рекламное послание на щите. Чем больше изображение (картинка) и меньше слов, тем лучше билборд воспринимается.
Особенно выгодно размещение билбордов в местах естественного замедления скорости (перед переходами, светофорами, перекрестками, сужением дороги, постами ГИБДД), а также в местах традиционного образования автомобильных пробок.
Билборды, ориентированные на пешеходов, устанавливают вдоль тротуаров. На таких щитах может быть больше текстовой информации, т.к. скорость пешеходов меньше и у них есть время на более подробное ознакомление с информацией.
При размещении билбородов учитывается то, что они устанавливаются на достаточно большой высоте над землей и человек должен видеть их со значительного расстояния. Также важно, чтобы билборды не были визуально закрыты строениями, деревьями, различными конструкциями, припаркованными большегрузными автомобилями и т.д.
Если в местах скопления людей есть и другие рекламные поверхности, то billboard должен быть размещен выше всех.
При установке билборда учитывают наличие подсветки, рисунки, фон, цвет, количество используемых в тексте слов, расстояние между словами и буквами, размер, написание и цвет шрифта, а также угол между плоскостью щита и направлением движения аудитории, а также насколько выделяется billboard на фоне конкурирующих рекламных поверхностей.
Устанавливают билборд, соблюдая основное требование ГИБДД к размещению рекламы вдоль дорог: рекламная конструкция должна находиться не ближе 4,5 метра к проезжей части.
Изготовить и установить свой собственный billboard не так просто. Для изготовления нужно иметь материалы, технологии, опытных сотрудников. Для установки – в первую очередь хорошее место, а хорошие места обычно уже заняты. В таком случае проще купить уже установленный билборд.
Если же billboard монтируется впервые, то его должна одобрить комиссия, в которую входят представители ГАТИ (государственной административно-технической инспекции), управления по рекламной деятельности и еще нескольких структур.
Также нужно будет заплатить за распространение рекламы. Обычно, срок действия разрешения ГАТИ не превышает года. После того, как срок действия разрешения закончится, необходимо его продление.
В случае отказа в продлении придется демонтировать билборд за свой счет. На время размещения на билборде социальной рекламы собственник освобождается от платы за распространение наружной рекламы. Более простой вариант – это аренда поверхности билборда у рекламных агентств, с которым заключается соответствующий договор, и которое готовит и размещает постеры согласно представленному эскизу рекламы (или размещает уже готовые постеры).
В последнее время кроме традиционных стационарных билбордов стали очень популярными мобильные билборды. Также их еще называют брендмобили, автоафиши, промоавтомобили, автощиты, автостенды, автобренды, рекламные автомобили, мобильная реклама, рекламная газель, реклама на транспорте, реклама на газелях, передвижная реклама, реклама на машинах и т.д.
Часто в качестве брендмобиля используется ГАЗ-3302 «Газель», имеющий billboard стандартного размера 3х6 метров билборд на каждой стороне. Размещенная на мобильных билбордах (движущаяся) реклама очень заметна. Мобильную рекламу легко превратить в стационарную, припарковав автомобиль в месте концентрации целевой аудитории. Такая реклама очень оперативна. Она еще не приелась за счет своей новизны и нестандартности.
Мобильные билборды хорошо использовать в дополнение к каким-либо акциям, происходящим в самых разных местах. С их помощью легко варьировать охват целевой аудитории, просто увеличивая количество брендмобилей и их маршрутов.
В целом стоимость размещения рекламы на билборде зависит от многих факторов:
Так, например, обычно размещение на стороне «А» обходится дороже, чем размещение на стоне «Б».
Полноцветная печать на виниловой пленке с плотностью 150 точек на дюйм обходится примерно в $20 за квадратный метр.
Установка щита размером 3х6м с высотой «ноги» в 4 метра может обойтись в 25 000 – 30 000 рублей.
Размещение одной поверхности в зависимости от района города обходится примерно $100–250 в месяц (хотя есть значительно более дорогие места).